Новый глава "Ингосстраха" Александр Григорьев рассказал о работе компании, перспективах обязательной "автогражданки" и ситуации с литовской дочкой страховщика INGO Baltic.
Компания,
23 августа 2005 г.
Полис для банкира
1072 просмотра
Акционеры "Ингосстраха" Олег Дерипаска и Александр Мамут намерены повысить капитализацию компании более чем вдвое. Воплощать амбициозные планы в жизнь будет новый глава компании, известный банкир Александр Григорьев. Первое интервью в новой должности руководитель "Ингосстраха" дал "Ко".
Когда в апреле этого года экс-президент Дельтабанка Александр Григорьев сменил на посту главы "Ингосстраха" давнюю соратницу Олега Дерипаски Татьяну Дубровскую, в страховом сообществе начали говорить о якобы готовящейся скорой продаже компании. Тем более что за плечами Григорьева уже была аналогичная сделка - осенью 2004-го Дельтабанк за $100 млн был продан GE Consumer Finance. Впрочем, сам новый гендиректор "Ингосстраха" уверяет, что пункта о предпродажной подготовке компании в его трехлетнем контракте нет. Другое дело, что владельцы "Ингосстраха" решили, что компания должна стоить не менее $1 млрд и иметь хорошо развитый розничный портфель - планировалось за три года увеличить долю частных клиентов с сегодняшних 50% до как минимум 60%. Александр Григорьев, имеющий опыт развития системы розничных финансовых продаж, рассказывает о том, как он намерен реализовать поставленную задачу. "Ко": До того, как возглавить "Ингосстрах", вы не работали в страховом бизнесе. Зато заслужили репутацию довольно успешного банковского менеджера, с деятельностью которого связывают успех таких лидеров потребительского кредитования, как "Русский Стандарт" и Дельтабанк. Чем обусловлено решение об изменении сферы вашей деятельности? Рынок потребкредитования достиг таких результатов, что перестал быть для вас интересным? А.Г.: Для меня самого это решение стало довольно неожиданным. После того, как я объявил об уходе из Дельтабанка, ко мне поступило несколько предложений. Я выбрал "Ингосстрах" по нескольким причинам. В России в ближайшие десять лет ожидается бум именно страховой розницы и ипотеки, а не потребительского кредитования. Поэтому мне было бы интересно создать коммерчески выгодный проект на страховом рынке. Акционеры "Ингосстраха" предоставили мне максимальную свободу действий. Из Дельтабанка я решил уйти, потому что после его продажи не мог полностью управлять доверенной мне структурой. Объем полномочий, предложенных мне в банке, купленном General Electric Consumer Finance, не удовлетворил меня даже на 10%. Формально я занимал пост президента. Но по сути мне была отведена роль свадебного генерала, которая меня не устраивала.
- Что изменилось в "Ингосстрахе" с вашим приходом? - Были преобразованы системы андеррайтинга и маркетинга, программа регионального развития. Произведена оптимизация кадрового состава. О чем я действительно сожалею, так это о том, что из "Ингосстраха" ушел Андрей Загорский (первый замгендиректора "Ингосстраха". - Прим. Ко). Ему акционеры намерены предоставить руководящую должность в другом бизнесе.
- Как вы оценили бизнес компании? - "Ингосстрах" - это уникальная компания, которой удалось пронести профессионализм через годы перестройки и период смены собственников. Например, ряд западных фирм в настоящее время поручают нашим специалистам проведение андеррайтинга или урегулирование убытков. "Ингосстрах" в отличие от многих других страховщиков принципиальный противник демпинга. Сейчас страхование в России находится примерно на том же уровне, на котором находилась банковская система десять лет назад. Тогда борьба за клиента с помощью демпинга считалась хорошим тоном. Риск всегда имеет свою цену. Однако в страховании, что стало для меня открытием, это не выполняется. Если установить тарифы ниже, то соответственно вы не покроете риск и будете работать себе в убыток.
- Но ведь "Ингосстрах" занимается обязательным страхованием автогражданской ответственности (ОСАГО), несмотря на то, что это убыточный бизнес... - Он не убыточный. ОСАГО имеет некоторые особенности. Когда этот вид страхования вводился в других странах, его убыточность росла в течение трех - шести лет. При этом правительства корректировали закон: повышали тарифы, уменьшали объем ответственности, вводили так называемые рыночные тарифные ставки, когда частные страховые компании могли самостоятельно устанавливать стоимость услуги, и т.д. Однако цель ОСАГО во всех цивилизованных странах - полное возмещение убытков, а не введение социального тарифа. В России - наоборот. В результате на третий год действия обязательного страхования автогражданки убытки практически догнали сборы. Более того, ни одна российская компания де-факто не выполняет установленных законодательством нормативов - расходы на ведение дел (комиссионные агентам и административно-хозяйственные издержки) не укладываются в положенные 20%. Некоторые страховщики, по экспертным оценкам, платят агентам до 30% комиссионных, в результате расходы на ведение дел по ОСАГО могут достигать 65%. К концу 2005 года убыточность этого бизнеса превысит 95%, а в следующем - 100%. Поэтому "Ингосстрах" держит долю ОСАГО в портфеле компании на уровне 5 - 6% и не стимулирует продажи.
- Тем не менее многие страховщики рассматривали ОСАГО как возможность выйти в розницу. - Многие попытались. Некоторые из них уже закончили свое существование, часть - отказались от наращивания портфеля по ОСАГО. Из 168 компаний, которые сейчас занимаются обязательным страхованием автогражданки, в течение следующих нескольких лет с рынка уйдут более 100. Они просто не выдержат.
- А за счет каких видов страхования вы будете развивать розницу? - За счет добровольных: АвтоКАСКО и сопутствующих видов, имущественного страхования, в том числе - вмененного, как, например при ипотечном кредитовании, и медицинского страхования (ДМС). Автомобильное и имущественное страхование - это те локомотивы, которые потащат за собой другие направления.
- На эти виды страхования делают ставку большинство универсальных страховщиков. Однако сами компании любят рассказывать, что автострахование и ДМС для физических лиц имеют низкую рентабельность. - Это не так. АвтоКАСКО, если вы профессионально занимаетесь этим бизнесом, прибыльно. Другое дело, когда компания демпингует - например, предлагает тариф на новую машину стоимостью $30 000 на уровне 4% (для сравнения - в "Ингосстрахе" такой полис будет стоить порядка 8 - 10% от стоимости автомобиля), то автострахование действительно окажется нерентабельным. Еще один важный момент - качество сервиса. Цель "Ингосстраха" - не в том, чтобы клиент сэкономил на страховании, а чтобы купил защиту высокого уровня. А качество ремонта и объем возмещения как раз и зависят от размера тарифов.
- А страхование жизни? - Только за первую половину августа "Ингосстрах" собрал $37 000 по страхованию жизни, а с начала года - $2,4 млн. Это на 50% больше, чем мы ожидали. Направление страхования жизни будет развиваться медленно. Основная причина - слабая заинтересованность населения. Даже финансово продвинутые люди часто сравнивают условия по накопительному страхованию жизни со ставками по банковским депозитам. И выводы не в пользу страхования.
- Будет ли компания готовиться к проведению IPO? - Пока этот вопрос только обсуждается, конкретных планов нет.
- А с чем связано то, что акционеры повысили требования к развитию компании? Ведь в начале этого года планировалось, что к 2007-му капитализация "Ингосстраха" будет увеличена до $540 млн, однако недавно акционеры компании заявили о довольно амбициозных задачах: через три года страховщик должен стоить как минимум $1 млрд и при этом собирать не менее $1,8 млрд премии. - Акционеры решили, что удастся воплотить в жизнь более амбициозные планы. Я считаю это справедливым.
- Такие задачи реально достижимы? - Да. Конечно, многое будет зависеть и от того, как изменится страховой рынок, в том числе - с точки зрения действующего законодательства. Например, если Росстрахнадзор ужесточит контроль за деятельностью страховщиков, то порядка двух третей компаний окажутся в трудном положении. А их клиенты перейдут к более надежным игрокам.
- Недавно литовский Страхнадзор инициировал процесс банкротства дочернего предприятия "Ингосстраха" - INGO Baltic из-за недостаточности его уставного капитала. В то же время еще в начале 2004 года "Ингосстрах" заявлял, что стратегическая задача "дочки" -- занять лидирующие позиции на страховом рынке Литвы. Что изменилось с того времени? - Мы по-прежнему считаем, что наши компании должны быть лидерами в своих целевых секторах. По Литве - менеджмент INGO Baltic не учел риски будущего вхождения Литвы в ЕС и ситуацию на литовском страховом рынке, поэтому и не предпринял соответствующих мер для адекватного противостояния изменившимся условиям ("Ингосстрах" контролирует более 60% акций компании. - Прим. "Ко").
- А почему "Ингосстрах" отказался увеличить капитализацию INGO Baltic? - "Ингосстрах" давно предлагал увеличить уставный капитал "дочки", но литовские совладельцы это решение заблокировали. А когда у INGO Baltic была отозвана лицензия, повышать капитализацию было уже поздно.
- Следует ли из этого, что "Ингосстраху" прибалтийский рынок неинтересен? - В совокупных сборах нашей компании доля премии, поступающей с прибалтийского рынка, не превышает 0,5%. Хочу уточнить: нам неинтересны массовые виды страхования с высокой убыточностью и регулярными ценовыми войнами ради доли рынка. Что касается крупных корпоративных рисков - все ведущие компании в Прибалтике размещают риски не в местных страховых компаниях, а напрямую в "Ингосстрахе" или Лондоне. Так, риски Рижского порта или Литовского пароходства - а это десятки и даже сотни миллионов долларов - не сможет принять на страхование ни одна литовская, латвийская или эстонская компания. Поэтому крупные клиенты так или иначе вынуждены обращаться к иностранным страховщикам. А прибалтийские компании занимаются в основном ОСАГО и имущественным страхованием, объемы которого довольно незначительные. И это - весь страховой рынок. При годовом сборе в 2004 году в $24 млн латвийская "дочка" "Ингосстраха" получила $90 000 чистой прибыли. Это абсурд.
- Значит ли это, что скоро страховые компании, у которых есть "дочки" в Прибалтике, также разочаруются в этом рынке? - Не могу сказать. Однако знаю, что литовские страховые компании закрыли 2004 год со значительными убытками. А крупнейшая польская страховая компания PZU вынуждена вложить в свои литовские "дочки" 10 млн евро, чтобы поддержать уровень платежеспособности. К тому же рассчитывать на серьезный рост страхового рынка Прибалтики не приходится - там просто нечему развиваться, в каждой стране всего по два-три миллиона жителей. Нельзя забывать, что у "Ингосстраха" уже есть три полноценные европейские дочерние компании: "Софаг" в Германии, "ИнгоНорд" в Финляндии и "Гарант" в Австрии. Удивительно, но вследствие европейской юрисдикции рейтинг "Софага" даже выше, чем у "Ингосстраха", на который влияют страновые риски России. При этом сборы "Софага", к примеру, в 2004 году составили $134 млн - как в средней европейской компании.
Резюме Александра Григорьева Год рождения: 1963 Образование: Московский финансовый институт Профессиональный опыт: апрель 2005-го - настоящее время: "Ингосстрах", генеральный директор; 2003 - апрель 2005-го: Дельтабанк, президент, председатель правления; 1999 - 2001: банк "Русский Стандарт", председатель правления; 1997 - 1999: Межкомбанк, президент; 1990 - 1997: Межкомбанк, первый заместитель председателя правления
Что такое "Ингосстрах" Год основания: 1947 Сфера деятельности: страхование Уставный капитал: 2,5 млрд руб. Объем собранной страховой премии в 2004 году: 20,4 млрд руб. Выплаты: 7,4 млрд руб. Сеть продаж: 88 филиалов Наталья ГАЙДАШ
Вся пресса за 23 августа 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Компании и капиталы, Лица, Управление
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 декабря 2024 г.
|
|
Финмаркет, 27 декабря 2024 г.
Числа жалоб потребителей на страховщиков в РФ в январе-октябре сократилось на 28%
|
|
Банки.ру, 27 декабря 2024 г.
Какие авто покупают теперь россияне и на какие оформляют страховки: исследование «Авто.ру» и Банки.ру
|
|
Российская газета онлайн, 27 декабря 2024 г.
Катастрофа в Керченском проливе станет прецедентом в морском праве
|
|
NEWS.ru, 27 декабря 2024 г.
Названы самые необычные случаи страховки в России
|
|
Вечерний Барнаул, 27 декабря 2024 г.
71% российских автомобилистов поддерживает информирование об отсутствии полиса ОСАГО с помощью портала «Госуслуги»
|
|
ПРАЙМ, 27 декабря 2024 г.
Группа ПСБ запустила продажи ОСАГО в новых регионах России
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 декабря 2024 г.
Экономические риски остаются на первом месте из-за экстремальных погодных условий в страхах АТР
|
|
Клерк.Ру, 27 декабря 2024 г.
Подписан закон о гарантиях прав граждан при страховании жизни: какие положены выплаты
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 декабря 2024 г.
В 2025 году ожидается стабилизация и рост рынка страхования имущества и ответственности
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 декабря 2024 г.
Ожидается достаточно стабильная ситуация при обновлениях перестрахования с 1 января 2025 года
|
|
Агентство городских новостей Москва, 27 декабря 2024 г.
В НСИС разъяснили порядок учета электромобилей страховщиками
|
|
Бизнес-новости Республики Коми, 27 декабря 2024 г.
Премия по ОСАГО в России снижается, а выплаты растут
|
|
Аргументы и факты-Томск, 27 декабря 2024 г.
Мошенники из Томска и Новосибирска обманули страховщиков на 4,5 млн рублей
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 27 декабря 2024 г.
«Заплатят пассажиры»: Перенаправление самолета обходится компаниям в миллион рублей
|
|
Караван+Я, Тверь, 27 декабря 2024 г.
У страхования показатели велики
|
|
Казахстанская правда, 27 декабря 2024 г.
Прорвались. Прорвемся...
|
|
РИА Томск, 27 декабря 2024 г.
Томские суды рассмотрят дела о 13 автоподставах, ущерб – более 4,8 млн
|
 Остальные материалы за 27 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|